пятница, 23 апреля 2010 г.

Карты знаний. Часть Первая.

Так получилось, что диплом я собирался писать по одной теме, а в итоге пишу по совершенно с ней не связанной. И как-то обидно, что остались какие-то наработки никуда не приспособленные. Поэтому по мере того, как буду натыкаться на различные файлики на просторах своих хардов и почт, буду выкладывать сюда - авось пригодится.

Здесь я расскажу о том, что такое карта знаний.

Преамбула


На протяжении долгого времени человечество бросало все силы на конкретную технологию, выбор которой диктовался внешними условиями. Так снала люди обрабатывали камни и древесину, потом - железо. Со временем люди научились использовать механические и паровые машины, силу ветра и текущих вод. Каждый раз при возникновении необходимости в чем то новом и при разработке этих направлений скапливалось огромное количество информации - о удачных и неудачных экспериментах - которая хранилась в книгах, в журналах экспериментов, в очерках и сочинениях ученых. Со временем появились более быстрые каналы передачи данных - телеграф, телефон, радио, Интернет - и получение той или иной информации в срок перестало быть проблемой. Однако, люди не остановились на этом и пошли дальше - произошло смещение ценностей от чистой информации к знаниям.



Амбула


Для начала стоит сделать отступление и разобраться, в чем же кардинальное отличие информации от знаний? 

В окружающем нас мире (воспринимаемом здесь и далее как некий информацинный универсум. О том, что это такое, предлагаю не задумываться, иначе мы неизбежно придем к термину "ноосфера", а оттуда и до эзотерики с чертовщиной недалеко : ) ) можно выделить три сущности:
Информационный элемент, Информация и Знания.
Информационный элемент (или бит) без контекса представляет собой атомарный набор данных: цифра, символ, звук. В рамках предметной области битом могут выступать и более крупные объекты - слова, книги, банки данных.
Информация же в в наших терминах - это набор битов, имеющий контекст и интерпретацию. Под контекстом подразумевается ассоциация с конкретной предметной областью, под интерпретацией - наличие некоего смысла. К информации можно отнести информационные ресурсы, такие как бухгалтерский баланс за период, текущие настройки какого-либо оборудования, текст статьи; а так же динамические информационные процессы обработки знаний (например, в виде запрограммированной бизнес-логики информационных систем). Последнюю фразу стоит пояснить. Помимо информационных ресурсов - источников информации - существуют еще и сложившиеся регламентированные нормы исполнения тех или иных процессов. Существуют, например, регламенты документооборота, функционирования CRM и т.д.
Теперь мы переходим к самому интересному - к знаниям. Знание по сути - та же информация, однако дополненная эксперными мнениями и опытом её пользователей. В результате, знание представляет собой ценный ресурс, который используется в процессе принятия решений. Стоит отметить, что один и тот же объект может выступать в разных ролях в разном контекстом окружении.  Например, шифр танцующих человечков из книг о Шерлоке Холмсе представляет собой бит информации для случайного прохожего, который мимолётом увидел записку. Такой взгляд оторван от контекста и смысла рисунка. Для непосвященного, но пытающегося разгадать шифр, человека, такая записка - уже информация. Контекст очевиден, это шифрование, интриги, секреты. Наличие смысла тоже имеется, он заключается в  сокрытии от посторонних важного сообщения. И только для авторов записки и блистательного сыщика шифр - знание; они могут его разгадать и использовать.

В общем и целом, информация - это некий набор неделимых информационных элементов, имеющих интерпретацию в конкретном контекстном окружении. Знания - это информация, которая может быть применима агентами в процессе принятия решений.

Карты знаний
Сам термин Карта Знаний может показаться относительно новым изобретением человечества, однако это не так. Люди пользуются построением таких карт в своей жизни практически каждый день. Ключевым тут является то, что мы делаем это не систематически и, как правило, не документируем их. Ведь построение карты знаний (k-mapping в литературе), это ведение записей об информации и знаниях, которые нам нужны: где или у кого мы можем их взять, как и в каком виде они хранятся, под чьей ответственностью находятся и так далее. Ярким примером является то, что мы можем быстро найти что-угодно у нас дома или в офисе. Причина этого проста: у нас есть вся информация о месте и мы можем ее применять. Т.е. мы имеем знания о месте:
- где что лежит
- кто что знает
относительно нашего дома или офиса.

Это и есть некая карта, которая хранится в наших сознаниях. Однако, никакого гения не хватит хранить подобные сведения о крупной организации или холдинге. Это как раз тот момент, когда систематическая поддежка задокументированных карт знаний может прийти на помощь. Такой документ содержит в явном виде детали хранения и использования каждого информационного бита, который находится (или необходим) в организации.

На базе всего вышесказанного можно попробовать вывести определение Карты знаний.

Карта знаний - документ, в удобном, стандартизированным и готовом к использованию виде отражающий распределение элементов знаний между различными объектами организации, такими как организационная единица, функция, процесс, местонахождение и т. п. Дополнительно на карте могут устанавливаться потребности в знаниях и степень покрытия наличествующими элементами знаний соответствующих потребностей. Ведение карты знаний (k-mapping) - это непрерывный процесс, целью которого является поддержание карты знаний в актуальном состоянии. Основные этапы такого процесса: выявление хранилищ знаний, владельцев знаний, ценности знаний и потребностей в знании; построение моделей потоков знаний и проектирование инициатив по оптимизации использования знаний.

В дальнейшем, как дойдут руки, опишу, для чего карты знаний используются в организациях и как они строятся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий